«Звезды» дельфины 3

.

«Звезды» дельфины 3

Явление поглощения пульса «чудесной сетью», особенно в кровеносных сосудах головного мозга дельфинов, интересует медиков и конструкторов медицинских установок для совершенствования механического аппарата «сердце — легкие», в котором ток крови также не имеет пульсаций.
Большой интерес для физиологии и медицины представляет проблема изучения у китообразных водно-солевого обмена и внутреннего ионного регулирования.
До последнего времени считалось, что дельфины воду не пьют. Но проведенные в 1970 году эксперименты (Н. Телфер, Л. Корнелл, Д. Прескотт) показали иное. Дельфина-афалину содержали в ванне с растворенным радиоактивным калием; оказалось, что калий проникает в организм дельфина, но не через кожу, а через рот, с заглатываемой водой, и затем выходит наружу вместе с мочой. Как в этом случае организм дельфина справляется с избытком поступающей соли? Прекращается ли у дельфинов, как у ластоногих, почечное кровообращение и фильтрация почечных клубочков на время погружения, или имеются другие особенности в крайне своеобразных многодольчатых почках? Нет ли у них какого-либо опреснительного механизма? Что им помогает уничтожать лишнюю соль? Изучение этих закономерностей, возможно, поможет изыскать пути безвредного потребления морской воды для питья человека в случаях кораблекрушений или при вынужденном длительном пребывании на море. Ведь в конце концов почки регулируют и поддерживают в жидкой среде организма тот состав солей, который содержится и в море, откуда вышла жизнь. Весьма вероятно, что именно с поступлением большого количества хлористого натрия у китообразных идет интенсивное выделение мочи и частое мочеиспускание из миниатюрного мочевого пузыря.
Тщательное изучение физиологии дельфина поможет раскрыть среди тайн этого животного и секреты быстрого, глубокого погружения, которые будут использованы для практических целей. Дельфин будет тесно связан с перспективами всестороннего изучения океана как будущей житницы человека.
При бурном развитии океанографии и создании новой подводной техники возникает необходимость вести морское хозяйство на научных основах. В Японии в бухтах и заливах пытаются разводить ценные породы рыб на «подводных пастбищах». В связи с этим хозяйством возникла идея воспитания «подводных пастухов». Профессор океанографического института Токийского университета Т. Куроки предложил программу «курса обучения» афалин: в течение 12 лет дельфинов будут обучать по команде человека изменять направление движения рыбных косяков. Уже в настоящее время то, что выполняют одиночные тренированные афалины, позволяет себе представить их службу в области рыбного хозяйства будущего.
Советский гидроакустик Е. В. Шишкова предлагает использовать для обнаружения косяков рыбы подслушивание и пеленгование громких дельфиньих сигналов, издаваемых при кормежке.
В южноафриканском океанариуме в Порт-Элизабете уже имелись попытки обучить афалин загонять рыбу в сети с дальнейшей целью применять их способности в море. Однако натурный эксперимент еще не состоялся. Тем не менее в Африке на побережье Тимирисского залива (Мавритания) жители племени имарганов с давних пор ловят рыбу с помощью дельфинов. Когда с дозорных вышек рыбаки заметят косяки рыб, они сильными плещущими ударами по воде привлекают дельфинов, которые, направляясь к берегу, способствуют заходу рыбы в расставленные сети.
Известно, что калифорнийские и мексиканские рыбаки разыскивают в океане дельфинов, так как легче находят стаи тунцов, если ориентируются на морских млекопитающих.
Очень интересные опыты проведены ученым США В. Эвансом из центра подводных исследований в Сан-Диего в 1971 году. Он установил, что обыкновенные дельфины питаются главным образом ночью на скоплениях рыб, на глубине 100 — 130 м, куда они ныряют, затрачивая в среднем по 3 — 4 минуты. Утром стадо дельфинов разбивается на мелкие рассеивающиеся группы, которые днем ныряют мало и остаются близ поверхности.
Ученый считает возможным увеличить эффективность рыбного промысла за счет сокращения времени поисков рыбных косяков; для этого суда должны радиометкой пометить какого-либо дельфина и следовать за ним до ночи, пока тот не выведет на крупные скопления рыб. Проверка с эхолотом подтвердила целесообразность такого использования «радиофицированного» дельфина: тот действительно ночью выводил следящее судно на огромные глубинные косяки рыб.
Новая методика тренировок дельфинов исключает наказание, а допускает только ласку. Использование в разных сочетаниях подкрепления пищевыми, игровыми, кожными и половыми раздражителями может значительно повысить результативность их дрессировки.
Другой путь повышения эффективности их обучения — тренировка с помощью показа, использование склонности дельфинов к подражанию. Подражание у высокоорганизованных животных имеет важнейшее значение в выработке поведенческих реакций. Подсаживание уже обученных дельфинов к необученным сильно сокращает время их дрессировки. Теперь в некоторых океанариумах обучение дельфинов начинают с момента их рождения и последовательно проводят тренировку в несколько стадий. Легкость обучения дельфинов подводит к проблеме их одомашнивания.

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика