Смелые проекты

.

И вариант фирмы «Дип си венчурс», и японский вариант – система «D», предложенная И. Масудой, являются достаточно смелым и оригинальным техническим решением.

Однако оба проекта выглядят весьма скромно по сравнению с теми, что еще лежат, ожидая своего часа, в проектных организациях.

Расскажем об одном из таких проектов, в котором намечен совсем иной подход к решению проблемы. Сначала его авторы дают критический анализ проектов «Дип си венчурс» и Масуды. Способ эрлифтового гидравлического или механического драгирования конкреций, считают они, есть не что иное, как простое перенесение методов, применяемых на континентальных шельфах, на большие глубины. Их эффективность на малых глубинах – менее 100 м – не вызывает сомнений. Такими же методами можно, по-видимому, работать и на больших глубинах. Но до каких глубин эти методы будут оставаться по-прежнему эффективными? До глубины 1000 м? До 1500 м? Существует ведь и некая критическая глубина, при превышении которой производительность способа Масуды резко падает, поскольку число ковшов, драгирующих дно, сильно уменьшится, а время, затрачиваемое на их спуск и подъем, чрезмерно увеличится. Эрлифтовое гидравлическое драгирование столкнется с другими техническими трудностями, непреодолимыми на сегодняшний день: огромный вес трубопроводов; необходимость установки на больших глубинах дополнительных насосных станций; проблема обеспечения водонепроницаемости насосных систем и труб; борьба с кавитационными явлениями. Кроме того, для размещения мощной энергетической установки, различных насосов и другого оборудования эрлифтовой гидравлической драги понадобится судно очень большого тоннажа.

Вывод таков: метод, который хорош на глубинах до 1500 м, неприменим на глубинах в 5000 м.

Значит, нужно искать решение, отказавшись от традиционных способов добычи полезных ископаемых, отказавшись от оборудования, которое опускается с борта надводных судов. А что если всю систему добычи конкреций погрузить на дно океана?

Обычно конкреции располагаются на твердой подстилающей поверхности. Исходя из этого факта, авторы проекта предлагают собирать конкреции при помощи гусеничных подводных скреперов. Скреперами будет управлять или человек, находящийся на дне океана в толстостенной капсуле, защищающей его от гидростатического давления (при современных технических средствах создать такую систему в принципе можно), или же ими будут управлять с поверхности по кабелю, причем часть информации станет поступать с помощью телевизионного устройства на пост управления.

Уже существуют чертежи подобных глубоководных систем. Вот примерная схема их действия. Погрузившись на дно, скрепер собирает в свой бункер до 30 т конкреций. Закончив сбор, скрепер освобождается от водяного балласта и всплывает на поверхность. Движение скреперов и работа устройств для сбора конкреций обеспечиваются гидравлическими механизмами, а необходимая электроэнергия подается с обеспечивающего судна по кабелю, который практически не влияет на маневренность скрепера.

Четыре глубоководных робота днем и ночью снуют между дном океана и плавбазой-рудовозом…

Однако не пора ли остановиться? Уж очень все это похоже на заурядный фантастический роман… А если это научное предвидение? Ведь в принципе создать подобные скреперы-роботы можно уже и сейчас – непреодолимых технических препятствий здесь нет.

И на этот вопрос ответ даст нам будущее.

Содержание главы «Ресурсы океана»

 

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика