Роль Японии

.

Мы видели, что реализация технологических процессов, разработанных и проверенных в США, нуждается в значительных капиталовложениях. Применение способа эрлифтового гидравлического драгирования конкреций требует сложного оборудования и решения ряда технических задач. Кроме того, при таком способе добычи нужно еще создать мощный комплекс, который обеспечил бы непрерывность и стабильность производства (порты, различные суда и т. д.), что не всякое предприятие (и не всюду) может себе позволить.

Остроумный способ добычи, который позволяет собирать конкреции без особых затрат, нашли японцы. Они не разделяют общепринятого мнения, которое сводится к тому, что добиться достижения труднодоступной цели можно лишь с помощью сложных технических средств.

Им и в самом деле удалось найти удивительно простое решение: конкреции собираются в небольшие металлические корзины, укрепленные на полипропиленовом тросе, имеющем вид гигантской петли. Верхняя часть петли проходит через специальные барабаны на палубе судна, а нижняя тащится по дну.

Движение гигантской многокилометровой петли, так называемой нории, обеспечивается протяжкой ее троса через специальное устройство на судне. Наполненные конкрециями корзины поднимаются у носовой части судна, опрокидываются в трюм и вновь, уже пустые, опускаются на дно с кормы. Во время добычи конкреций судно идет самым малым ходом или перемещается за счет бортового дрейфа под действием ветра. Курс судна рассчитывается таким образом, чтобы истинное его перемещение (т. е. перемещение с учетом дрейфа) происходило по возможности перпендикулярно плоскости петли.

В 1969 г. нория испытывалась шесть раз на глубинах от 90 до 1400 м. Экспериментальное драгирование показало, что такая система действует вполне удовлетворительно.

Следующая серия испытаний проводилась в августе-сентябре 1970 г. у берегов Таити. На испытаниях в качестве наблюдателя присутствовал французский инженер от CNEXO.

Испытывались три модели нории: первая с тросом диаметром 40 мм и длиной 8200 м; вторая – 20 мм и 1000 м соответственно;третья, применявшаяся при драгировании на больших глубинах, имела длину 10 600 м (причем 8200 м представляли собой трос диаметром 40 мм и 2400 м – трос диаметром 20 мм).Последняя модель имела 170 корзин, из которых 60 могли одновременно идти по дну.

Руководители эксперимента считают полученный результат вполне удовлетворительным – корзины не приходили пустыми, технические неполадки были незначительными. Экспериментаторы пришли к выводу, что такая система практически пригодна для работ на глубинах до 6000 м.

Следующие испытания должны происходить в 1972 г. На этих испытаниях будут использоваться корзины емкостью до 5 т и тросы с усилием на разрыв до 250 т. Цель планируемых экспериментов – довести суточную производительность до 5000 т конкреций на глубине 5000 м; доказать, что стоимость поднятой со дна 1 т конкреций не превышает 5 долларов. На испытаниях опять будет присутствовать наблюдатель от CNEXO.

Преимущества разработанного японцами метода состоят в относительной простоте технических средств и малой себестоимости продукции. Действительно, в случае непогоды норию можно довольно быстро поднять на борт; ее можно использовать без конструктивных изменений на разных глубинах и на дне с различным рельефом; при обрыве одного из концов всегда можно выбрать всю петлю, не оставив на дне ни одной корзины. Вся система имеет сравнительно небольшой вес и в подготовленном к работе виде не требует много места, что позволяет быстро оборудовать нориями суда.

Имеет ли способ, предложенный японцами, недостатки?

Безусловно. Недостатки эти связаны с конструктивными особенностями, о которых мы сейчас не станем говорить. Будущее покажет, пригодна ли японская система для добычи конкреций в промышленных масштабах.

Сами японцы считают, что сделан лишь первый шаг. В принципе они не отказываются от применения в будущем более сложных систем типа, скажем, эрлифтовой гидравлической драги, но они помнят и о том, что даже для проведения самых скромных испытаний таких систем нужны большие капиталовложения.

А вот с нориями они рассчитывают довольно быстро достичь добычи в 200 000 т конкреций в год, вложив в это дело всего 5 млн. долларов. Даже при таком уровне добычи предприятие, с их точки зрения, будет рентабельным. При нынешних ценах на рынке Японии прибыль может составить от 60 до 100 долларов за одну тонну – в зависимости от содержания тех или иных химических элементов в конкрециях.

Если все эти расчеты подтвердятся на практике, то в Японии планируют организовать добычу в пределах 1 млн. т конкреций в год.

Итак, японцы и американцы совершенно по-разному подошли к техническому решению проблемы добычи конкреций. Кто из них прав, покажет будущее.

Содержание главы «Ресурсы океана»

 

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика