Очистка моря

.

Прежде всего нужно устранить источники загрязнений, научиться сохранять море чистым, а в случае загрязнения уметь быстро очищать пораженные акватории.

Конечно, нельзя потребовать, чтобы танкеры больше не тонули. К несчастью, такие аварии неустранимы. Однако следует добиваться, особенно с вводом в эксплуатацию новых супертанкеров, принятия дополнительных мер безопасности и пунктуального соблюдения уже существующих требований. (Напомним, что если раньше водоизмещение гражданских судов и военных кораблей не превышало 50 000 т, то теперь вступают в строй гиганты водоизмещением 400 000 т.)

Возрастает и опасность загрязнения океана буровыми установками и действующими нефтяными скважинами. Ведь нельзя надеяться на то, что они не будут давать утечки нефти в море. Но надо добиваться, чтобы утечка была минимальной. Если же, несмотря на принятые меры, авария все-таки произойдет, на этот случай всегда должны быть наготове средства для быстрой ликвидации ее последствий. При современном уровне техники это вполне осуществимо на платформах, расположенных на континентальном шельфе, на сравнительно малых глубинах. Но решение этой задачи весьма осложнится, когда приступят к бурению и разработке нефтяных месторождений на больших глубинах. Здесь придется проявить особую бдительность.

В некоторых странах, где проблема загрязнения моря нефтью особенно актуальна, уже предложен ряд технических способов и средств борьбы с этим явлением. Вот один из таких способов. Нефтяное пятно на поверхности моря быстро окружают системой специальных плотиков и начинают собирать нефть в танки судов или барж, чтобы не дать ей растечься дальше. Поскольку здесь чрезвычайно важен фактор времени, то не исключено, что для ликвидации последствий аварий создадут специальные средства, которые можно будет доставлять к месту происшествия по воздуху. Надо иметь в виду, что весьма серьезным препятствием для оперативных и эффективных действий окажутся ветер, течения и волнение.

Разлившуюся по поверхности нефть можно собирать и специально созданными для этой цели судами. Однако такое решение проблемы требует больших затрат. В настоящее время предпочитают использовать для этого сравнительно небольшие и дешевые суда, устанавливая на них необходимое оборудование.

Еще один способ сбора нефти разработала фирма «Бертен». С помощью специальных устройств в середине нефтяного пятна создается вращающаяся воронка, в которой скапливается разлившаяся нефть (принцип «Вортекс»). Теперь остается только перекачать ее в танки судна. Если нефть лежит на поверхности толстым слоем, то справиться с задачей удается гораздо быстрее.

Существуют еще два способа борьбы с разлившейся на воде нефтью, но они не столь радикальны. Один из них состоит в следующем. По поверхности нефтяного пятна разбрасывают вещества, абсорбирующие нефть, – мел, песок, опилки. Поглощая нефть, они оседают на дно. Но при этом происходит концентрация нефти в донных отложениях. Другой способ предусматривает применение нетоксичных диспергирующих веществ, которые разрушают нефтяную пленку, рассеивая ее в толще воды. Но так как водные массы – пусть концентрация нефтепродуктов в них теперь и очень мала – разносятся течениями, то через некоторое время может произойти загрязнение других районов моря, хотя и в менее опасной форме.

Два последних способа приходится применять в тех случаях, когда ограждение нефтяного пятна плотиками и откачка нефти в трюмы судов не устраняют опасности загрязнения побережья. Что лучше – осаждать нефть или растворять ее? Выражаясь языком военных, это вопрос тактики. Выбрать подходящий способ можно, лишь учтя самые различные факторы – состояние моря, направление течения, характер дна, состав местной фауны и флоры…

Весьма важно предусмотреть, в каком направлении будет перемещаться нефтяное пятно. Местные власти и жители должны знать, насколько реальна угроза загрязнения, чтобы рассчитать, когда нефть подойдет к берегу, и наметить, где и как вести с ней борьбу. К сожалению, поверхностные течения у побережий, связанные с приливо-отливными течениями и сгонами и нагонами воды, вызываемыми бризовыми ветрами, изучены еще недостаточно.

Итак, вести борьбу с разлившейся по. поверхности моря нефтью нужно главным образом техническими средствами, применяя описанные выше способы. Борьба же против систематического загрязнения нефтью, источником которого является сброс в море сливных вод после промывки танкерных цистерн, скорее всего дело юриспруденции… Ведь существует целый ряд международных конвенций, регламентирующих сброс загрязненной воды. В них также определены те зоны, в которых запрещено сбрасывать сливные воды, и уточнены нормы предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в воде после промывки танков.

К сожалению, конвенции не выполняются должным образом, а найти нарушителя нелегко. Ведь нужно «поймать» судно на месте преступления. Правда, доказано, что аэрофотосъемка дает нам такую возможность и не только днем, но и ночью – с помощью инфракрасных лучей. Представим себе необычный случай: преступник пойман с поличным. Фотодокументы, свидетельствующие об этом, переданы в следственные органы, и начата процедура расследования. Но, если «подследственный» – судно под иностранным флагом, то самое сильное наказание, которому оно может подвергнуться, – всего лишь уплата штрафа. Слишком слабая мера воздействия, когда нефть уже в море…

Может быть, нужно полностью запретить любые сбросы в море? Вероятно, именно к такому строгому решению мы и придем. Тогда придется разработать новый метод промывки нефтяных танков, не связанный со сбросом сливных вод в море. Хорошо бы промывать цистерны у причала, но тогда удлинится время стоянки в порту, а это неприемлемо. Можно также пожертвовать одной из цистерн танкера. В нее станут поступать промывочные воды, и специальные сепараторы здесь же, на танкере, отделят нефть от воды. Очищенную воду уже ничто не мешает слить в море, а цистерна после этого снова готова к приемке топлива. Это называется методом «load on top». В идеале воду не следует сливать до тех пор, пока не появится полной уверенности в том, что она действительно чиста. Но тогда танкер сможет принять на борт меньше топлива. И в конце концов соблюдение таких правил обойдется довольно дорого… А кто будет расплачиваться за это? Тот, кто добывает нефть, транспортирует ее или потребляет? «Платить должен тот, кто загрязняет», – прекрасная формула, но не приведет ли она к повышению цен на нефтепродукты…

Содержание главы «Проблемы океана»

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика