Морские нефтепромыслы

Как известно, первые нефтепромыслы появились на суше. Неудивительно поэтому, что современные морские буровые представляют собой аналог «сухопутных» буровых. Они находятся на поверхности на закрепленных платформах, с которых и бурятся эксплуатационные скважины. Устья скважин тоже расположены над водой. Если с одной платформы ведется проходка нескольких скважин – так называемое кустовое наклонное бурение, то количество оборудования возрастает. Вес и габариты буровых платформ зависят также от того, на каких глубинах они устанавливаются. Например, установка, предназначенная для бурения на 100-метровой глубине, весит несколько тысяч тонн. Понятно, что транспортировка и монтаж такой буровой платформы обходится чуть ли не в ту же сумму, что и ее постройка…

Экономическая эффективность эксплуатации подводного месторождения в значительной степени зависит также от удаленности его от берега. Ведь чем дальше вынесена в море буровая платформа, тем больше протяженность нефтепроводов от нее до резервуаров на берегу, тем больше транспортные расходы на доставку людей и грузов.

Большинство современных морских буровых платформ находится относительно недалеко от берега, на малых глубинах. Так, в США 80% эксплуатируемых месторождений залегает в районах, где глубины не превышают 30 м. И лишь небольшое число вышек установлено на глубинах, близких к 100-метровой отметке. Правда, в ближайшем будущем намечается осваивать участки дна на глубинах 180 – 200 м.

Тем не менее даже на небольших глубинах прокладка нефтепроводов по дну представляет собой сложную техническую задачу. Плети труб опускаются на дно специальными баржами, имеющими на борту специальную трубоукладочную аппарель, запас труб и сварочный агрегат. С помощью сварочного агрегата по мере буксировки баржи по заданному маршруту постепенно наращивают длину нефтепровода.

Нефтепровод нужно укладывать так, чтобы не допустить значительного изгиба его участков. Поэтому заниматься укладкой труб можно только при слабом волнении, когда высота волны не более 2 – 3 м. Особую сложность представляет прокладка нефтепровода в районах дрейфующих льдов, например у берегов Аляски. Из-за дополнительных затрат в сложных климатических условиях расходы увеличиваются не менее чем в три раза.

Но вот монтаж буровой установки закончен, нефтепровод проложен, начинается эксплуатация месторождения. Теперь нужно обеспечить регулярный осмотр оборудования, его обслуживание и ремонт. Та часть оборудования, которая находится под водой на небольших глубинах, осматривается легководолазами. Мы еще расскажем об их работе. Здесь же только заметим, что конструкторы, создавая проекты морских буровых установок на основе их сухопутных аналогов, не учитывали, что люди, которым придется их обслуживать, будут работать в условиях невесомости и почти нулевой видимости.

Это было серьезным просчетом. Опыт эксплуатации подсказывает: при создании любых подводных сооружений непременно следует учитывать то, что их будут обслуживать легководолазы в специфических условиях морской среды. Тогда руководство нефтяных компаний не станет жаловаться на малую эффективность подводного труда.

Но мы еще поговорим и об этом.

Итак, мы рассмотрели основные характерные особенности эксплуатации морских нефтяных месторождений. Анализ показывает, что:

– добыча нефти ведется только с водной поверхности;

– разрабатываемые месторождения находятся, как правило, вблизи берегов;

– методы добычи нефти в районах с малыми глубинами освоены достаточно хорошо;

– методы эти неприемлемы в арктических районах;

– предельные глубины районов, где ведется добыча нефти из-под воды, сравнительно невелики – 150 – 200 м для Мексиканского залива и 120 – 150 м для Северного моря.

И, наконец, последнее – современные морские нефтедобывающие комплексы громоздки и дорогостоящи.

Содержание главы «Нефть в океане»

 

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика