Места лова рыбы

.

Может быть, читатель удивится, услышав, что рыбак должен знать свое местоположение в море с не меньшей точностью, чем штурман торгового или военного корабля. В действительности же рыбак должен хорошо представлять, где ставит сети, чтобы не тралить один и тот же участок моря дважды и не оставлять непротраленных участков.

Определять свое местоположение по береговым ориентирам можно только в том случае, когда лов идет у берегов. В открытом же море определяются астрономическим способом – по звездам или планетам, Солнцу или Луне. Но точность этого способа сегодня уже не удовлетворяет рыбаков. Чтобы планомерно протраливать район лова в открытом море, нужно применять радионавигационные методы обсервации, а для этого необходимо иметь сеть береговых передающих радионавигационных станций.

И, само собой разумеется, промысловые суда должны иметь на борту соответствующую приемную радионавигационную аппаратуру, эффективную и недорогостоящую.

Существует несколько типов радионавигационных систем, основанных на фазовом или импульсном принципе действия. Точность определения координат зависит от того, на каком расстоянии от береговых станций находится судно. Днем на расстоянии 100 км от береговых станций она составляет ±100 м, на расстоянии 500 км ±500 м; в 10–20 км от береговых станций при хорошо отлаженной аппаратуре она достигает нескольких метров.

В последнее время во всем мире широкое применение ‘находит глобальная фазовая радионавигационная система «Омега».

Для определения местоположения судна радионавигационными методами все больше будут использоваться навигационные спутники Земли. Уже сейчас на околоземные орбиты на высоту 500 и 1000 км запущено пять таких спутников. Правда, поскольку период их обращения вокруг Земли равен приблизительно 90 минутам, штурманы судов могут определять по ним координаты лишь периодически. Спутниковая радионавигационная система, конечно, дело весьма дорогостоящее, в том числе немалых денег стоит и приемная аппаратура, установленная на борту судов. Поэтому в промысловом флоте она пока что еще не нашла широкого применения.

Надо надеяться, что с появлением навигационных спутников с синхронной орбитой, выведенных на высоту 42 000 км, использование спутниковых радионавигационных систем станет более доступным.

Знать свои координаты в открытом море – это еще далеко не все. Рыбак должен хорошо представлять рельеф дна и характер грунта в районе плавания. Конечно, современные тралы достаточно прочны, так что с ними можно работать в довольно сложных районах. Но нетрудно представить себе, какой выигрыш во времени и какую экономию средств даст заведомое знание рельефа дна в месте лова. Увы, надо сказать, что такими сведениями мы почти не располагаем. На морских картах многих районов Мирового океана точки с известными глубинами и характером грунта разнесены на слишком большие расстояния друг от друга. И предстоит еще провести колоссальную работу, чтобы морские карты отвечали современным требованиям. Надо из года в год продолжать вести систематический промер глубин, определять рельеф дна и характер грунта. Полученный материал послужит для корректуры имеющихся карт. Полезными могут оказаться и во многом до сих пор еще не использованные сведения из архивов гидрографических служб разных государств, где хранятся данные огромного количества промеров, выполненных с начала века. Работа эта, безусловно, требует и времени, и средств.

Но она совершенно необходима: ведь даже о континентальном шельфе, который мы все шире эксплуатируем с каждым днем, нет достаточного количества данных.

Содержание главы «Океан — источник пищи»

 

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика