Кругобайкальская железная дорога

Санаторий сестрорецкий курорт бассейн. Бассейн санаторий сестрорецкий курорт. .

КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Мысль о прокладке Великого Сибирского железнодорожного пути от Урала до Тихого океана возникла еще в 60-х годах XIX столетия, но она не получила своего практического решения вплоть до 90-х годов 19 мая 1891г императором Николаем Александровичем во Владивостоке был положен первый камень в начало сооружения, должного соединить два океана.

Возведение Кругобайкальской железной дороги от порта Байкал до ст. Мысовая, огибающей южную оконечность Байкала, началось в 1901 г. До этого же существовала водная переправа паромом-ледоколом «Байкал», построенным в Англии на заводе Армстронга и собранным в пос. Лиственничное. Паром-ледокол был похож на знаменитый «Фрам» Нансена, отличался носовой и кормовой частями, рассчитанными на ломку льда при движении передним и задним ходом. В помощь ему был придан пароход-ледокол «Ангара» для перевозок пассажиров. Ныне он реставрирован и как музейная реликвия поставлен на вечную стоянку.

Кругобайкальский участок, повторяя очертания извилин скалистого берега, огибает гребни кривыми предельного радиуса, пересекает мысы выемками и тоннелями, а пади и бухты — мостами, органично и живописно вошедшими в неповторимые ландшафты побережья. Всего 39 тоннелей общей протяженностью 3384 саженей или шесть с половиной верст. Самый большой тоннель через мыс Половинный — 383 сажени, Хабартуй — 254, затем Каторжанский — 352, Толстый — 161, Двойная Губа — 158, Бакланий — 146, Шарыжалгай — 142, Бол. Крутая Губа — 139, Киркирей — 130 саженей. Строительство их осуществлялось в сжатые сроки и практически без применения техники. По объему работ при сооружении, сложности задач, изяществу их инженерного решения и исполнения Кругобайкальская железная дорога стоит в одном ряду с наиболее крупными и интереснейшими стройками начала XX века.

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

Вдоль берега Байкала от истока р. Ангары до ст. Култук на протяжении 80 км Кругобайкальская железная дорога полностью пересекает древнейшие геологические образования — так называемый Шарыжалгайский краевой выступ фундамента Сибирской платформы, прослеживающийся от побережья озера на 300 км до бассейна р. Оки. Его юго-западной границей является зона краевого шва, по которой происходит сочленение Сибирской платформы и Саяно-Байкальского складчатого пояса.

Шарыжалгайский выступ сложен древнейшими в Прибайкалье поро­дами с возрастом более 3 млрд лет. Самыми ранними образованиями явля­ются породные ассоциации, сформированные в условиях регионального ме­таморфизма гранулитовой фации, которые не содержат реликтов и сами служат субстратом для всех наложенных процессов. Среди этих пород преобладают кристаллические сланцы, разнообразные гнейсы, кварциты, метаультрабазиты, мраморы и кальцифиры. Обычно они слагают отно­сительно небольшие, достаточно изолированные участки среди полей миг­матитов, разнообразных гранитоидов и представлены чередующимися прос­лоями, горизонтами или изометричными и сильно удлиненными линзо­видными телами.

Раннепротерозойская и последующие активизации привели к тому, что относительно пестрая толща пород гранулитовой фации была преобразована в направлении регионального развития гранитоидов в условиях амфиболито- вой фации метаморфизма. В результате интенсивного развития процессов диафтореза, ультраметаморфизма и связанного с ними массового выплав­ления гранитоидных магм, их кристаллизации на месте или после некоторо­го перемещения в пространстве здесь сформировался весьма обширный (до 80 % площади) комплекс пород, который четко наложен на ранние гра- нулиты и имеет с ними как постепенные, так и секущие контакты.

Внутренняя структура Шарыжалгайского выступа сложна, формирова­лась в течение продолжительного времени и отражает неоднократную смену эпох тектогенеза, разномасштабных и разноплановых деформаций, про­исшедших в различных геодинамических обстановках. Она обладает целым рядом специфических черт, связанных с относительно высокой пластич­ностью деформируемых толщ, особым термодинамическим режимом и дли­тельностью тектонических процессов, что затрудняет и ограничивает воз­можности структурных и геодинамических реконструкций. Тем не менее детальные исследования позволили установить, что в целом эта сложная складчатая структура представляет разнообразное сочетание куполовидных, брахиформных и линейных складок, осложненных многочисленными раз­рывными дислокациями.

Геологический разрез Шарыжалгайского выступа вдоль Кругобайкаль­ской железной дороги действительно уникальный, так как здесь в естествен­ных и искусственных обнажениях можно наблюдать почти все разнообразие слагающих данный комплекс пород и взаимоотношения между ними. Прак­тически на любом участке, а особенно в пределах описываемых ниже объектов, отчетливо выявляются все основные геологические и минералого- геохимичсские особенности толщи, позволяющие получить представления о главных закономерностях формирования и эволюции литосферной оболочки на ранних этапах развития Земли.

Страницы: 1 2 3 4 5

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика