Как не потерять свою скважину

.

Как и на суше, при бурении в море время от времени требуется заменять изнашивающиеся части долота. Для этого нужно поднять на поверхность, на буровую площадку, всю многосотметровую колонну труб. После того как все детали заменены, систему вновь начинают спускать ко дну моря. И тут возникает сложная задача: как попасть в устье уже пробуренной скважины? На стационарной буровой установке это не представляет особых трудностей – здесь глубины невелики, и трубы опускают при помощи специальных направляющих тросов. Кроме того, существенную помощь могут оказать легководолазы. Примерно так же ведутся эти работы и на плавучих буровых платформах или на судах с буровыми установками – если дело происходит на небольших глубинах. Заметим, кстати, что в таких работах просто незаменимы легководолазы – они могут быстро отсоединить кабели, помочь поднять со дна аппаратуру и т. д.

Но все значительно усложняется, когда бурение ведется на глубинах в сотни и даже тысячи метров. Здесь трудно наладить кабельную связь, и, самое главное, невозможно ее восстановить, если она нарушится. Платформа или судно не остаются неподвижно на одном месте, над входом в скважину – на них действуют ветер, течения и волнения, да и сама гигантская колонна труб не занимает строго вертикального положения, изгибаясь под действием указанных причин и собственного веса.

Поэтому долгое время считалось, что если поднять колонну труб из скважины, то ввести ее вновь в то же устье уже невозможно. Ведь попасть концом многокилометровой колонны в устье скважины – это все равно что в ночное время при ветре со скоростью 5 – 10 км/час пытаться опустить с вершины Эйфелевой башни соломинку трехсотметровой длины в фужер шампанского, стоящий у ее подножия (добавим, что соломинка, по аналогии с буровой колонной, должна быть составной)…

И все же решить проблему было совершенно необходимо, поскольку невозможность замены долота ограничивала глубину бурения твердых коренных пород под дном океана. Поисками технического решения этой задачи занялись ученые США, Франции (IFP – Французский институт нефти; CFP – Французская нефтедобывающая компания) и ряда других стран.

Первыми достигли успеха американские специалисты. 14 июля 1970 г. с помощью этого оборудования был осуществлен вторичный ввод 3-километровой колонны буровых труб в специальный конус, обозначающий устье скважины. Этот эксперимент проводился с борта «Гломара Челленджера» в Атлантическом океане в 180 милях к юго-западу от Нью-Йорка.

Теперь расскажем о некоторых его технических деталях.

С прибытием «Гломара Челленджера» в назначенную точку на дно был опущен гидроакустический буй, при помощи которого в дальнейшем обеспечивалась динамическая фиксация положения судна.

На верхней кромке последней обсадной трубы закрепили вверх раструбом специальный металлический конус, диаметром 5 м и высотой 4 м. По краям конуса, на концах его радиусов, образующих стороны центральных углов в 120°, установили гидроакустические буи-ответчики. И затем началось бурение в соответствии с уже отработанным технологическим процессом, пока не понадобилось поднять на палубу долото для замены. Теперь предстояло самое главное – вновь опустить колонну труб в оставшийся на дне конус. Для решения этой задачи у долота закрепили гидроакустический приёмоизлучатель, работающий в ультразвуковом диапазоне, а на нижней части колонны труб – движители с гидравлическим приводом.

Гидроакустический приёмоизлучатель по команде, полученной по кабелю с борта судна, излучает в воду сигнал ультразвуковой частоты, приняв который, срабатывают гидроакустические буи-ответчики, установленные на конусе. Их сигналы в свою очередь улавливаются приёмоизлучателем, установленным у долота, и транслируются на судно на экран пульта управления. По команде оператора при помощи подруливающих устройств судна и ранее упомянутых движителей на колонне труб, конец колонны постепенно подводится к конусу, а затем вводится в него и долото. После того как трубы войдут в скважину, можно продолжать бурение.

Отличные результаты, достигнутые на судне «Гломар Челленджер», имеют важное значение. Теперь появилась возможность бурить глубокие скважины в коренных породах под дном океана, а это принесет новые данные геологам и геофизикам, а значит, позволит расширить и поиск нефти. Заметим, однако, что эксперимент на «Гломаре Челленджере» – всего лишь начало. Впереди еще предстоит очень большая работа по освоению соответствующих технологических процессов.

Содержание главы «Нефть в океане»

 

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика