Добыча гравия и песка

.

Добыча строительных материалов со дна моря получила за последние десятилетия широкое развитие.

В США и Великобритании со дна моря добывается 10% песка и гравия, идущих на жилищное и дорожное строительство. Потребность в этих материалах увеличивается настолько быстро (в США за последнее десятилетие рост этой потребности составлял 4,3% в год), что, как считают, примерно через двадцать лет во многих странах месторождения строительных материалов на суше истощатся. Так, уже через десять лет Парижский бассейн не сможет удовлетворять потребности строительной индустрии. Не следует об этом забывать!

Запасы строительных материалов уменьшаются, а темпы строительства, в том числе и дорожного, растут, особенно в прибрежных зонах. Поэтому-то все больше внимания уделяется исследованию запасов песка и гравия на континентальном шельфе.

И хотя песок и гравий отнюдь не благородные металлы, добыча их с морского дна рентабельна, и вполне возможно, что широкая эксплуатация подводных богатств начнется именно с них.

CNEXO проводит в Ла-Манше у французского побережья геологические исследования, цель которых – определение местоположения и протяженности, глубины залегания и качества песчано-гравийных месторождений. В скором времени уже начнется их эксплуатация.

Но сначала нужно решить ряд проблем.

Во-первых, прежде чем приступить к промышленной эксплуатации подводных запасов строительных материалов, необходимо убедиться в том, что это не повлечет за собой разрушение пляжей. А для этого надо провести тщательные исследования динамики грунтов. Мы должны помнить, что спешка в таком деле чревата опасными последствиями. Пример тому – результаты деятельности некоторых предприятий, добывающих песок и гравий на шельфе у Флориды. Здесь начали промышленную добычу строительных материалов, предварительно не изучив в деталях местные условия, что привело к размыву берега и гибели прибрежных пляжей. Злые языки утверждали, что песка, который добывается со дна моря в заливе, едва хватает на восполнение песка, который смывается прибоем с пляжей.

Во-вторых, нужно поставить дело так, чтобы избежать нарушения экологического равновесия региона. Работа землечерпалок и землесосов может привести к необратимому разрушению сложившейся (и очень уязвимой!) экологической системы. Эксплуатация месторождений в некоторых зонах шельфа должна быть или запрещена, или вестись с предельной осторожностью, особенно в районах нерестилищ. И вообще необходимо установить постоянное наблюдение за природной средой в зонах разработок морского дна.

Несмотря на растущий дефицит строительных материалов, реальная возможность промышленной эксплуатации их подводных месторождений появится только тогда, когда они станут конкурентоспособными по сравнению с продукцией карьеров на суше. А для этого районы добычи и районы потребления строительных материалов должны быть не слишком удалены друг от друга. Например, для таких городов, как Нью-Йорк или Норфолк, это расстояние не должно превышать 30 – 40 миль.

Однако это частные случаи, и из них нельзя выводить какие-то общие правила. Целесообразность разработки подводных месторождений строительных материалов будет определяться в каждом конкретном случае отдельно, исходя из конкретных местных условий.

Подводя итог, заметим, что основное препятствие для дальнейшего развития разработок подводных месторождений – это необходимость крупных предварительных затрат на проведение разведочно-поисковых работ, разработку и создание соответствующей техники. А собственно добыча материалов и их транспортировка окажутся проще и дешевле, чем на суше.

Содержание главы «Ресурсы океана»

 

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика