«Дип си венчурс»

.

В 1963 г. специалисты американской фирмы «Ньюпорт ньюс шипбилдинг энд драй док», до этого специализировавшейся в области судостроения, создали устройство, предназначенное для сбора конкреций на плато Блейка у берегов Флориды. Выбор района для проведения эксперимента был весьма удачен: относительно малые глубины – 500 – 800 м, небольшое расстояние до предприятий – потребителей сырья. Однако результаты эксперимента не удовлетворили владельцев фирмы, несмотря на то, что с технической точки зрения устройство себя оправдало. Конкреций было более чем достаточно – они покрывают дно океана словно ковром. Но оказалось, что в них значительно меньше железа, чем в аналогичных месторождениях Тихого океана. Добыча конкреций в этом районе была прекращена.

В марте 1969 г. работы по добыче конкреций возобновились. В море отправилось небольшое 300-тонное судно «Проспектор». И опять в районе плато Блейка началась отработка методики промышленной добычи подводных месторождений. Со дна было поднято 40 т конкреций. Но вскоре стало ясно, что судно слишком мало для таких работ. Пришлось приобрести и соответствующим образом переоборудовать старый рудовоз водоизмещением 7500 т.

Судно переименовали – отныне оно стало называться «Дип Си Майнер». В июле – августе 1970 г. работы на плато Блейка возобновились.

Теперь для добычи конкреций использовалось новое оборудование – эрлифтовая гидравлическая драга. Драга имеет коллектор большого диаметра, который, опускаясь на дно, соединяется с поверхностью системой труб. В трубах создается восходящий воздушно-водяной поток, который, увлекая за собой конкреции, поднимает их на борт судна.

Такая система позволяет засасывать конкреции нужного размера. «Дип Си Майнер» вел добычу на глубине 800 м, собирая на ровном песчаном дне от 10 до 60 т конкреций в час. Таким образом, эксперимент удался, и фирма «Дип си венчурс» сообщила о намерении построить подобную же систему для сбора конкреций уже с глубин до 5000 м. Но создание такой системы представляет собой немалые технические трудности. Нужно подумать о том, как обеспечить прочность труб, чтобы они не разрушились под действием собственного веса, трения и кавитационных явлений, как удержать коллектор на нужном расстоянии от дна и какие принять меры для того, чтобы избежать его засорения.

Экспериментальные работы с этой системой намечено провести в Тихом океане, где содержание минералов в конкрециях значительно выше.

Переход от опытной добычи к промышленной потребует весьма значительного увеличения капиталовложений. До сих пор фирма «Дип си венчурс» израсходовала примерно 20 млн. долларов. Специалисты подсчитали, что на усовершенствование технологии добычи конкреций, предварительного обогащения сырья в море и его хранения, на строительство завода по извлечению металлов из конкреций потребуется еще около 200 млн. долларов.

Руководство фирмы утверждает, что в 1975 – 1976 гг. ее завод сможет уже обрабатывать 1 млн. т конкреций в год – ровно столько, сколько будут добывать их со дна океана ее суда. Минимальный же объем продукции, при котором добыча становится рентабельной, по предварительным расчетам, составляет от 500 000 до 600 000 т в год. Таким образом, порог рентабельности будет значительно превзойден. Фирма получит солидную прибыль!

Мы так подробно рассказали об этапах этого эксперимента по той причине, что он может служить хорошим примером освоения полезных ископаемых океана. Добьется ли фирма «Дип си венчурс» успеха? Пока слишком рано делать окончательные выводы. Многие специалисты считают, что полученные результаты еще не гарантируют успеха в будущем и что говорить о промышленной добыче преждевременно. Ведь сколько, казалось бы, обоснованных прогнозов в конце концов оказывались несостоятельными?!

Однако нет оснований не верить в успех этого дела. Насколько нам известно, специалисты фирмы провели всесторонние комплексные исследования – разведку, оценку запасов (всего взято 30 000 проб!), разработку и создание опытного образца системы сбора конкреций, испытание этой системы с борта специального судна, проверку способа химической обработки конкреций. Наконец, фирмой построен опытный завод и выполнен экономический анализ возможностей сбыта продукции…

Скоро мы узнаем, будут ли пионеры этого грандиозного начинания вознаграждены за свою смелость.

Содержание главы «Ресурсы океана»

 

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика