Бурение

Бронирование гостиниц и отелей в Советском ХМАО region186.ru. .

Итак, мы видели, что морская нефтеразведка имеет целый ряд существенных преимуществ по сравнению с разведкой на суше. Но этим, к сожалению, и исчерпываются преимущества морского нефтепромысла перед «сухопутным». Все становится значительно сложнее уже при переходе к стадии бурения подводных скважин.

Суть процесса бурения скважин состоит в том, чтобы с помощью бурового долота проникнуть в недра Земли, порой на глубину в несколько тысяч метров. Буровое долото жестко связано с системой стальных штанг, наращиваемых по мере увеличения глубины. Вращающаяся площадка, в которой последовательно зажимаются наращиваемые штанги, сообщает всей системе вращательное движение. Отсюда и название метода – «вращательное бурение». Между стенками скважины и штангами постоянно циркулирует буровой раствор, назначение которого состоит в том, чтобы закреплять стенки скважины, уравновешивать давление пересекаемых при бурении грунтовых потоков, обеспечивать вынос на поверхность бурового шламма и охлаждать буровой инструмент.

Для того чтобы вести бурение на поверхности моря, необходимо иметь соответствующее оборудование – буровую вышку, мощные источники энергии, запас бурового раствора, насосы, краны, запас труб и еще многое другое. Размещение и монтаж всего этого оборудования при подводном бурении – задача нелёгкая. Кроме того, нужно обеспечить стабильное положение всей буровой установки относительно дна как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, иначе произойдет авария. На море это неизмеримо сложнее, чем на суше.

Поэтому в первый период освоения морских месторождений нефти буровые площадки представляли собой стальные острова, связанные с берегом эстакадами. Наибольшее распространение подобные нефтепромыслы получили в США (Мексиканский залив), в Венесуэле и в России (Каспийское море). Однако стационарные вышки-острова можно строить лишь на относительно небольших глубинах.

Следующим шагом было создание буровых платформ, которые буксировались в нужную точку, где и устанавливались на месте с помощью выдвижных ног-опор, опирающихся на дно. Эти «ноги» – иногда их можно раздвинуть в стороны – делают платформу весьма устойчивой. Но и эти подвижные платформы не позволяют производить бурение на глубинах более 100 м. Правда, в США существуют проекты таких платформ, которые можно будет устанавливать на глубинах 150 – 200 м. По-видимому, это предельные глубины для буровых установок подобного типа.

Подвижные буровые платформы тяжелы и громоздки. Их вес и габариты находятся в прямой зависимости от глубин, на которые они рассчитаны. Опыт показал, что они зачастую не выдерживают ураганов (в Мексиканском заливе), а также сильных штормов (в Северном море).

Для работы на больших глубинах разработаны безопорные полупогружающиеся платформы, которые устанавливаются над глубинами в несколько тысяч метров с помощью глубоководных якорей. Как правило, такие платформы – вес их достигает 12 000 т! – буксируется к месту установки. Однако в последнее время в Японии начали строить самоходные платформы, гребные электродвигатели которых устанавливаются в размещенных под водой балластных цистернах (их общее водоизмещение около 1500 т – целая подводная лодка!). Платформа такой буровой установки жестко соединена с находящимися под ней горизонтальными балластными цистернами. При заполнении их осадка платформы достигает 20 – 30 м и центр тяжести установки значительно понижается. Благодаря этому полупогружающаяся платформа очень устойчива и мало подвержена влиянию волнения.

Система глубоководных якорей не может обеспечить стабильное положение платформы в горизонтальной плоскости. Поэтому приходится оборудовать ее специальными системами для «динамической фиксации» в нужном положении относительно выбранной точки на дне. Такая фиксация достигается подруливающими устройствами, управляемыми специальной автоматической системой, которая непрерывно реагирует на внешние воздействия. Разумеется, одной из основных частей такой системы является ЭВМ, производящая необходимые расчеты.

Полупогружающиеся платформы с глубоководными якорями практически применяются на глубинах порядка 200 м. Одна из французских нефтяных компаний с 1969 г. успешно эксплуатирует буксируемую платформу «Пентагон-81». По ее заказу строится еще одна платформа – «Пентагон-82».

Безъякорная система глубоководного океанского бурения – буровое оборудование, установленное на борту судна, – применялась до сих пор только для исследовательских целей. Хотя такая буровая установка и не столь устойчива, как полупогружающаяся платформа, а также в большой степени зависит от погоды и волнения, зато она гораздо мобильнее. Правда, как показал опыт, затраты на бурение с такого специального судна оказываются выше, в частности из-за большей численности обслуживающего персонала.

Буровому судну еще в большей степени, чем полупогружающейся платформе, необходима система динамической фиксации положения. Этот (метод применяется все чаще и чаще. Без него абсолютно не обойтись там, где бурение ведется на глубинах, превышающих 300-метровую отметку.

Французские ученые получили для подводного бурения новое отличное судно «Пеликан», спущенное на воду в августе 1971 г. Вот его технические данные: водоизмещение – 14 000 т, длина – 135 м, скорость – 14 узлов. Судно имеет систему динамической фиксации положения и может производить бурение на глубинах до 5000 м, причем его бур может проходить до 300 м породы. В постройке «Пеликана» активное участие принимала фирма «Тотал».

В марте 1972 г. «Пеликан» пробурил первую скважину.

Содержание главы «Нефть в океане»

 

Отзывы и трекбеки отключены.

Отзывы временно отключены.

Яндекс.Метрика